Суперблокбастер "Ночной дозор" стал самым кассовым фильмом в истории
российского кино, собрав за три месяца проката 16 млн. долларов
Заслуженный артист Узбекистана Виктор Вержбицкий известен зрителю по
полярным работам в сериалах. С одной стороны, спившийся неудачник в
"Остановке по требованию", с другой - император всея Руси в
незабвенной "Бедной Насте". В послужном списке этого нервного,
неулыбчивого, холодного, но, как оказалось при ближайшем рассмотрении,
вполне обаятельного, веселого и разговорчивого человека более 20 самых
разных киноработ, охватывающих практически все исторические эпохи.
А сравнительно недавно актер бросил вызов своим поклонникам, снявшись
в необычной для себя демонической роли Властелина Тьмы - Завулона в
культовом российском блокбастере "Ночной дозор", обогнавшем в прокате
самые рейтинговые голливудские хиты.
Ольга КУНГУРЦЕВА
"Бульвар"
"КНИГУ ЛУКЬЯНЕНКО, ПО КОТОРОЙ НАПИСАН СЦЕНАРИЙ, Я НЕ ЧИТАЛ. ВЫШЕЛ ИЗ ЭТОГО ВОЗРАСТА"
— Вы исполнили роль Черного мага в нашумевшем "Ночном дозоре",
претендующем на звание самого масштабного экшна российского
кинематографа. Кино Бекмамбетова и впрямь не просто "ответ Голливуду",
но еще и попытка "поставить "Фабрику грез" на колени"?
— Я так же, как и вы, к сожалению, сужу исключительно по отзывам.
Законченный фильм посмотреть не удалось: долго пребывал на гастролях.
Знаю, что на закрытии Московского международного кинофестиваля Никита
Михалков сказал именно те слова, которые вы процитировали. Мне и
самому интересно поглядеть, что за ответ такой у нас получился,
поскольку все спецэффекты "Дозора", так же как и работа с отснятой
пленкой, производились на той же студии, на которой снимался фильм
Тарантино "Убить Билла".
Наше кино снято действительно очень качественно. Я точно знаю, что
"Ночной дозор" — это рискованный эксперимент, впервые предпринятый на
российском кинорынке.
— Как правильнее жанрово обозначить картину?
— Первый российский блокбастер — немного фэнтэзи, немного мистики.
Создатели "Дозора" предпочитают именовать свое детище не иначе как
русская "Матрица" или мистический триллер. Проще говоря, ужастики.
Хотя отличия между "Матрицей" и "Дозором" разительные.
Наше кино пронизано тонким, завуалированным юмором. Да и борьба здесь
не такая, как в американских триллерах с их чудовищами, уродами,
монстрами. Русские герои наделены человеческими качествами, даже водку
из горла пьют и пельменями закусывают. Поэтому противостояние добра и
зла вполне оправданно.
Большинство компьютерных эффектов, как я уже сказал, производилось в
Америке. На картину был выделен колоссальнейший бюджет. Если сложить
все это вместе, хочется верить, что фильм оставит после себя пусть и
дивное, но весьма приятное, даже доброе впечатление.
— Для вас, играющего императоров, вельможных персон или альтернативных
мафиози да спившихся неудачников, приглашение на столь странную роль
наверняка полная неожиданность.
— В самом факте утверждения вашего покорного слуги на роль Черного
мага отсутствует любая неожиданность. Наоборот, все вполне
закономерно. Дело в том, что с режиссером Тимуром Бекмамбетовым мы
дружны еще со студенческой скамьи. Вместе учились в Ташкентском
театральном институте (который, к слову, я окончил в 1983 году).
Правда, на разных факультетах — я на актерском, Тимур на
сценографическом. Но уже со второго курса Тимура все больше и больше
манила режиссура. Мы с ним работали над отрывками, затем над
дипломами. Причем многое делалось для себя, в свободное от учебы
время. В столицу переехали практически одновременно и не растерялись.
Поэтому, не преувеличивая, могу назвать себя соучастником этого
проекта. Тимур всегда делился своими идеями. Я сыграл практически во
всех его картинах. Соответственно, приглашения в "Дозор" как такового
и не поступало. Все было само собой.
Мы друзья, постоянно что-то пробуем, экспериментируем. Общение
происходит в самых разных местах — дома, в ресторанах, офисах, кафе, в
машине, даже на пляже. Наши отношения — это синтез творчества,
партнерства и дружбы. Зная Тимура, его безумные фантазии, невероятную
энергию, немыслимое количество идей, я, давая согласие стать Черным
магом, ничего не опасался. Знал, что нам, как всегда, будет интересно
работать вдвоем.
— Вас не мучило определенное предубеждение, не преследовал реальный
человеческий страх переступить невидимую грань? Как известно, актеры,
играющие всех этих нечистых, плохо заканчивают. Многих до конца жизни
преследуют жуткие беды. Далеко ходить не надо — Наталья Варлей, сыграв
Панночку, прошла все круги ада. Сегодня она с полной ответственностью
заявляет, что если бы заранее знала, что ее ожидает после "свидания" с
Гоголем, ни за что бы не согласилась на подобную работу.
— Я впервые столкнулся с таким жанром. Раньше мало что о нем знал,
поскольку не интересовался. Уже приступая к работе, на уровне
подсознания чувствовал, что все равно ничего не понимаю. Более того,
не смог до конца прочитать книгу Сергея Лукьяненко, по которой был
создан сценарий "Дозора".
Это молодежный уровень, а я, увы, вышел из этого возраста. Наши дети в
отличие от старичков в "Матрице" куда лучше разбираются. (Смеется).
Поэтому отсутствовало как предубеждение, так и страх.
Хотя перед началом съемок по совету друзей все-таки сходил в церковь.
Не спорю, многие актеры, утвержденные на роли в нашем фильме, из
суеверия играть отказывались. И здесь никого нельзя осуждать или еще
хуже — иронизировать. Все зависит от внутреннего настроя человека.
Та же история творилась с "Мастером и Маргаритой" Владимира Бортко.
Многие артисты, боготворящие роман Булгакова, цитируя его наизусть,
подходя к определенному выбору, напрочь забывают, что актерская
профессия есть магия, лицедейство, своего рода мистика. И
категорически отказываются. К примеру, Владимир Машков должен был
стать Воландом. Но, собираясь на съемки (дело было в Америке), попал в
автокатастрофу. Слава Богу, все обошлось, тем не менее актер увидел в
этом определенный знак свыше и напрочь отказался побывать в шкуре
короля нечистой силы.
Но в основном в "Ночном дозоре" многие сыграли то, о чем давно
мечтали. Например, Илья Лагутенко сыграл вампира. Валерий Золотухин
наконец-то кардинально поменял имидж. Вырвался из плена веселых и
хитрых простаков, превратившись в жуткого кровавого мясника.
Секс-символ российской эстрады Жанна Фриске неожиданно явилась
демонической ведьмой Алисой Донниковой. Ну а Костя Хабенский остался
верен себе. Его герой, как всегда, смел, благороден и непробиваем. Он
у нас главный охотник за ведьмами и прочей нечистью.
— А в обычной жизни вы верите в вещие сны, гадания, знахарство,
телепатию?
— Нет. И всячески избегаю любых толкований, телепатий и уж тем более
гадания. Мне странно осознавать, что кто-то посторонний может знать
обо мне больше, нежели я сам. Здесь все и без карт ясно: что тебе на
роду написано, то и будет. Я фаталист и не позволю никакому
оккультизму вмешиваться в свою жизнь. Поэтому, когда играл Завулона,
подобные штучки-дрючки меня не смущали. Хотя иногда казалось, что,
несмотря на 25-летнюю дружбу, Тимур так и не понял, что это не совсем
мой материал.
"СНИМАТЬСЯ БЫЛО ТЯЖЕЛО — МЕНЯ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСА ПОЛНОСТЬЮ ЗАКОВЫВАЛИ В ГИПС"
— Что, на ваш взгляд, роднит магию и лицедейство?
— То, что актерская профессия — это стопроцентно магическое оружие.
Пользоваться им надо крайне аккуратно, не переступая черту
дозволенного, а именно того, что человеческая психика может воспринять
неадекватно. В противном случае пуля сражает наповал.
— Смотрела "Ночной дозор" и удивлялась, какой сложный грим у Завулона.
— Не то слово. Художники по пластическому гриму работали на высочайшем
уровне. Сниматься мне было очень тяжело. Особенно во время снятия
мерок. Представляете, что это за радость — отсидеть четыре часа
полностью закованным в гипс, не двигаясь? Но иначе нельзя, поскольку
по сценарию позвоночник Черного мага превращался в меч. В решающий
момент я хватаюсь за шею и пытаюсь за невесть откуда появившуюся
рукоятку вытащить его из себя. И уже дальше мечом-позвоночником
сражаюсь с Хабенским.
Приходилось молниеносно опускать голову, поскольку над ней пролетал
настоящий меч противника. Не меньше моего досталось еще одной актрисе
— Гале Тюниной, которая превращалась из совы в женщину. У нее оказался
самый сложный грим. Мало того что Гале делали специальную маску, так
еще и своеобразные обрезки из костей. По сюжету ее героиню
заколдовали, превратив в сову.
Я наблюдал за сценой, в которой Владимиру Меньшову, игравшему Гесера,
предложили бросить сову (это был муляж) и объяснили, что она сейчас
воспарит и полетит. Меньшов, как известно, режиссер-реалист. Поэтому
напрочь отказывался понять, как это игрушка полетит по воздуху и не
упадет. Подбросил и... замер в оцепенении — птица действительно
поднялась вверх, замахала крыльями и скрылась за кронами деревьев.
— Кстати, Меньшов как режиссер не пробовал корректировать действия
коллег?
— Нет-нет, что вы! Это было исключено и бесполезно. Дело ведь для всех
нас новое, непонятное, поэтому не оставалось ничего иного, как
слушаться Тимура, внимать и повиноваться.
— Помимо незнакомого жанра, грима, какие еще были сложности в работе?
— То, что персонаж мой, грубо говоря, не бытовой. Он не врач, не
учитель, не инженер. Он из тех, кого в природе не существует. Это
вымысел, некий знак, метафора. А играть ничто невероятно сложно. Он
Властелин тьмы, и никаких деталей, связанных с привычной для нас
жизнью, здесь нет. Поэтому приходилось очеловечивать знак таким
образом, дабы зритель полностью поверил в его реальное существование.
— Фильм долго снимался?
— Долго. Тем не менее усталости мы не чувствовали. Все шло на
удивление легко. Наверное, потому, что изначально было ново,
следовательно, любопытно. Я знаю, что из всего отснятого материала
специально для показа на телевидении делаются четыре серии.
— В телесериале "Бедная Настя", где вы — непробиваемо принципиальный
император, съемки длились от 18 до 20 часов в день. Как в "Дозоре"
обстояли дела с рабочим графиком?
— Слава Богу, была нормальная актерская нагрузка, не более 10 часов.
Мы и уставать-то не успевали. В "Бедной Насте" действительно
присутствовал явный перебор, но ведь и совершенно другие условия,
против которых возражать бессмысленно.
"ЛУЧШЕ БЫТЬ ПЕРВЫМ ИМПЕРАТОРОМ В МЫЛЬНОЙ МЕЛОДРАМЕ, ЧЕМ ПОСЛЕДНИМ ПОДЛЕЦОМ В СУПЕРШОУ"
— Вам как актеру, тьфу-тьфу, явно везет — в отличных сериалах
снимаетесь: "Каменская", "Марш Турецкого", "Тайны дворцовых
переворотов", "Кодекс чести". И вдруг среди столь убедительного
послужного списка обозначился полный бред. И назывался он "Остановка
по требованию". Как вас туда-то занесло?
— Ой, Олечка, ну зачем так резко? Мне, наоборот, понравилось. Хотя
вначале я метил на главного героя, на того, с которым Дима Певцов
неплохо справился. Мой же персонаж — кардинально противоположная мне
личность — слабый, выпивающий, реально потерявшийся в жизни человек.
— То есть вы с этим несчастьем — две большие разницы?
— Вот вы спросили, а я впервые задумался, какие между нами можно
провести аналогии. Он добрый, доверчивый, любит свое дело, как-то
хочет встать на ноги. Но, судя по всему, его "профессия" — неудачник.
К тому же там плоская модель отношений: жена, любовница, выбор между
ними. Я совершенно другой человек. На первом месте всегда ставлю
любовь, а уже потом долг, работу и все остальное.
— Кстати, о любви: вы женаты?
— Разведен.
— Уверена: многие женщины имеют на вас серьезные виды.
— Ой... (Хохочет). А я так не думаю. Бывают, конечно, некоторые
моменты. Но это от случая к случаю.
— Если не секрет, причина развода?
— Извините, секрет. Это очень личное. Очень, очень, очень. Рассказать
правду — значит, подставить бывшую семью. Могу сказать одно: они давно
живут в Израиле.
— Ну и напоследок еще раз о сериалах. Несколько лет подряд нас плотно
кормили невероятными приключениями ваших коллег в реал-шоу "Последний
герой". Почему вы не оказались в их сплоченных рядах?
— Во-первых, я уверен, что это далеко не то реальное шоу, которое нам
демонстрировали по телевизору. К тому же не являюсь поклонником
эстремальных ситуаций.
"Последний герой" — полнейший экстрим. Люди, лишенные связи с миром,
явно не подходящие друг другу по полюсам, — это ужасно. Кроме того,
каждый из них был поставлен в условия, предполагающие наличие камня за
пазухой, плетения интриг, точения зубов друг на друга. И как результат
— муки, связанные с угрызениями совести, поскольку постоянно нужно
кого-то убирать. Короче, люди были вынуждены решать чужие судьбы, день
за днем плодя себе врагов.
В кино, несмотря на все трудности, работается намного спокойнее и
интереснее. Попади я на Карибы, боролся бы не за деньги, не за
справедливость — за себя. За то, чтобы не оскотиниться, не скурвиться,
а сохранить независимость и чувство собственного достоинства. Конфликт
с собственным "я" — страшный суд. Мне кажется, что многие из
участников "Героя" изначально шли на компромисс с собой. В результате
совершали недостойные поступки. В этом плане я не борец. Я за
сохранение гармонии и внутреннего мира. Куда лучше быть первым
императором в мыльной мелодраме, чем последним подлецом в суперкрутом
шоу