Виктор Вержбицкий стал императором благодаря рекламе
Он приехал в Москву уже будучи, по словам Александра Калягина,
состоявшимся актером и сложившейся личностью. И своим примером
доказал, что в столице можно задержаться и многого достичь не только
молодым карьеристам чуть старше 18 лет. Через десять лет провинциал
Виктор Вержбицкий стал одним из самых популярных актеров России,
особенно после "царских" ролей в "Бедной Насте" и "Ночном дозоре". Наш
корреспондент заглянул в гости к звезде в театр Александра Калягина Et
cetera, где служит Виктор Александрович. Разговор начался под
аккомпанемент ставшей визитной карточкой "Ночного дозора" одноименной
песни группы "Уматурман", раздававшейся из динамиков театрального
буфета.
- Ваша популярность буквально следует за вами по пятам. Вам это
нравится ?
- Да, это приятно. Хотя, честное слово, я даже не предполагал, какой
резонанс вызовет "Ночной дозор" и насколько он станет популярным, а
мне добавит такое огромное количество зрительской любви.
- Как вы вообще согласились на роль Завулона? Ведь патологические
злодеи так не подходят к вашей интеллигентной внешности.
- Я не мог отказать режиссеру Тимуру Бекмамбетову, с которым мы дружим
почти четверть века. Мы вместе учились в Ташкентском театральном
институте. Только я на актера, а он - на театрального
художника-сценографа. Еще в институте нас связывали совместные
студенческие проекты. Он очень сильно помог мне, когда я, бросив все,
приехал в Москву. Понятно, что никому я здесь был не нужен. И Тимур,
снимавший рекламные ролики банка "Империал", стал привлекать меня к
этой работе. Тогда я сыграл и французского короля Людовика, и
Александра Македонского, и, кстати, Николая I, задолго до "Бедной
Насти". С тех пор мы так и идем по жизни, пересекаясь с Тимуром. Я, во
всяком случае, сыграл во всех его фильмах, включая "Гладиатрикс",
который он снимал для западного заказчика. Завулон меня сначала не
очень привлек. Ну, Князь тьмы. Плоский образ, за которым нет ничего.
Тогда я и придумал, что буду играть уставшего хулигана, который всегда
находится немного на заднем плане, существует как бы фоном для
дисциплинированного отличника Гессера, сыгранного Владимиром
Меньшовым. Я добавил Завулону такой свободный ритм существования, легкую самоиронию, иезуитский огонек в глазах. И образ заиграл. И
поэтому, наверное, запомнился зрителям.
- Вот только мало вас было в "Ночном дозоре"...
- Зато в "Ночном дозоре-2" будет предостаточно. Это издержки
производства. Когда фильм сняли, выяснилось, что не уложились в так
называемый голливудский формат - два часа двадцать минут. Поэтому
пришлось "Ночной дозор" сокращать, в том числе и мои сцены. А для
второй части картины мы уже доснимали какие-то сцены. И там Завулон
очень активный персонаж.
- После Завулона вы спокойно передвигаетесь по московским улицам?
- К сожалению, уже нет. И сейчас передо мной остро встала
необходимость покупать машину. Хотя я по природе своей не
автомобилист, за рулем себя чувствую не слишком уверенно. Но ходить
пешком уже невозможно. Не спасают даже темные очки и надвинутая на
глаза бейсболка. Я стал понимать своих коллег, на которых, как и на
меня, обрушилась невиданная популярность. Для них машина не только
средство передвижения и уж никак не попытка выпендрежа, это еще и
просто возможность спокойно передвигаться по городу.
- И при этом, кажется, "Мир ТВ и кино" первый журнал, в котором будет
опубликовано ваше интервью. Вы не умеете себя пиарить?
- Я не со всеми соглашаюсь говорить. В Москве вы, пожалуй,
действительно первые, кому я даю интервью. До этого было еще одно -
питерским журналистам. И все. Ведь чтобы заинтересовать вашего брата,
нужно все время быть на виду'. Но я не умею и не люб ю, как вы
выразились, пиарить себя. Не бываю на тусовках, не участвую в громких
рекламных акциях, не замечен в дружбе со звездами шоу-бизнеса,
оберегаю от вмешательства извне свою личную жизнь. Хотя сейчас я уже
начал понимать, что все это мельтешение на публике - часть актерской
профессии. При этом я недавно узнал, что в Петербурге мои почитатели
(мне это слово нравится куда больше, чем поклонники) создали мой
фан-клуб и теперь даже хотят открыть мой сайт. А у меня даже доступа в
Интернет нет. Иногда пользуюсь театральным компьютером, чтобы войти в
сеть.
- Вы приехали в столицу, не имея диплома московского или питерского
театрального вуза. Приходилось ли вам испытывать на себе снобизм
столичных коллег?
- Конечно, было и такое. И первое время это ужасно напрягало. Я же
приехал в никуда, но известно откуда. У меня в Ташкенте в русском
драматическом театре были главные роли, любовь публики, звание
заслуженного артиста Узбекистана. Хотя, когда я еще учился на втором
курсе института, меня приглашали в москву, предлагали перевестись в
школу-студию МХАТ. Потом из-за событий в стране к русским актерам в
бывших братских республиках Советского Союза начал ослабевать. И я
уехал в Москву. Здесь я , уже завоевавший популярность в Ташкенте
артист, в 37 лет играл "кушать подано" в Новом драматическом театре.
Позже, увидев меня в кино, где я активно снимался, Александр
Александрович (Калягин. -Прим.авт.) пригласил меня в свой театр Et
cetera. А до этого все сложности мне помогало преодолевать то, что я
по натуре работяга - муравей, а не тщеславный покоритель Москвы. Я
сюда приехал в первую очередь работать. Это меня и спасло.
-А как ваша семья с такой аристократической фамилией - Вержбицкие -
оказалась в Средней Азии?
- Насколько я знаю свою родословную, мой прадедушка Климентий
Вержбицкий - поляк. В позапрошлом веке он был мануфактурщиком, как-то
заехал в Среднюю Азию продавать свои товары. Там он заболел. Моя
прабабка уделила ему внимание, выходила и потом стала его женой. Еще
во мне текут русская и немного украинской крови. Недавно, после выхода
на экраны "Ночного дозора", на меня вышла московская семья дворянского
происхождения по фамилии Вержбицкие. Пока мы с ними не встречались. Но
в ближайшее время собираюсь сделать это. И. возможно, выясню
что-нибудь новое из своей родословной.
- У любого актера есть роли знаковые, а есть так себе. В вашем же
послужном списке нет ни одной проходной роли. В театре это Треплев в
"Чайке",Сципион в "Калигуле",работы в "Дорогой Елене Сергеевне",
шекспировских "Венецианском купце" и "Гамлете". На телевидении и в
кино - только кассовые фильмы и рейтинговые сериалы: от "Сибирского
цирюльника", "Каменской" и "Остановки по требованию" до "Марша
Турецкого", "Следствие ведут знатоки" и "Ночного дозора". Это ваше
актерское везение или требовательное отношение к предлагаемому
материалу?
- Скорее второе. Что касается моей жизни ташкентского периода, то роли
мне предлагались, что называется, на вырост. Они расширяли мой
актерский диапазон, позволяли проявляться и расти. В Ташкенте, я
думаю, были заложены те основы мастерства, которые позволили мне потом
работать в Москве и соответствовать уровню. Что касается кино- и
телеработ, то здесь дело не только и не столько в жестком отборе
сценариев, сколько в умении правильно выбрать команду, с которой
предстоит работать. Как это было в случае с Бекмамбетовым. И еше выбор
ролей по приниипу "ты мне, я тебе"-, чтобы и я что-то мог дать роли, и
она мне. Пример - "Остановка по требованию", где роль была
характерная, немного комедийная и, казалось бы, не совсем моя. Зато
она позволила мне раскрыться с другой стороны.
-Император Николай Павлович в "Бедной Насте" - единственный реальный
исторический деятель в вашемактерском послужном списке?
-Отнюдь. Я еше играл Лефорта в "Тайнах дворцовых переворотов" у
Светланы Дружининой. Это одна из первых моих киноработ в Москве. Еще
была роль Меншикова в "Петре I" в театре "Геликон-опера".
-Так вы еще и поете?!
-Понимаю ваше удивление. А я так просто был в ужасе, когда мне
предложили эту роль. Но мне объяснили, что опера комическая, в ней и
говорят, и поют. Меншиков как раз не вокальная партия, а драматическая
роль. И я там разговариваю на фоне голосов блестяще поющих оперных
артистов. Мне самому петь тоже приходилось - в театре у Калягина в
мюзикле "Моя Fair Леди" по "Пигмалиону" Шоу. Мне понравилось
-Как вы стали участником первого российского спектакля - стриптиза
"Ladies Night.Только для женщин"?
-На общих основаниях - прошел кастинг. Раздеваться мне, к счастью, на
сцене не пришлось - иначе вряд ли бы согласился. А так получился
симпатичный спектакль. Женщинам, во всяком случае, нравится.